ТЕМА: ОБЪЁМ ПИРАМИДЫ
ЦЕЛЫ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: ввести понятие объёма пирамиды, знать их определения, уметь решать задачи на вычисление объёма пирамиды
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитать навыки культуры общения, умение слушать и совместно работать с окружающими
РАЗВИВАЮЩИЕ: развить аналитическое мышление, умение пространственного представления предметов, умение пространственного изображения геометрических фигур, сформировать конструктивный навык построения, навыки построения пространственных фигур, аналитическое мышление
ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ: КК1-коммуникативные компетенции, КК2- компетенция работы с информацией, КК3- компетенция саморазвития, КК6- компетенция математической грамотности, ПК1- общепредметная математическая компетенция
ТИП УРОКА: комбинированный
МЕТОД УРОКА: повторение пройденного, объяснение нового материала, разминка, «Ответы на вопросы», «скрытые задачи», «кроссворд»
ОБОРУДОВАНИЕ: доска, компьютер, проектор, наглядные и раздаточные материалы
ХОД УРОКА:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: приветствие, проверить готовность класса к уроку, наличие учебных принадлежностей, посещаемость
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:
Повторение пройденного материала: Написать на ватмане цели урока, приготовить медали “умных и знающих”.
Учитель:
Сегодня у нас необычный урок – игра “Ответы на вопросы ”. На уроке выиграет та команда, которая лучше училась в течении четверти. Все задания и вопросы будут по пройденному материалу. Поэтому проще выиграть будет тем, кто учил все правила, теоремы, выполнял домашние работы и внимательно слушал на уроках. Но, конечно, победа зависит и от вашей удачи. Для начала выберем капитана команды и приступаем к игре.
“Ответы на вопросы”
Учитель:
Первая часть – это разминка. Каждой команде предлагается по 15 вопросов. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. Вопросы читаются сначала одной команде, затем другой. Когда вопрос прочитан, тот, кто знает правильный ответ поднимает руку, а капитан называет имя того, кто имеет право ответить. Один и тот же ученик может отвечать только на 2 вопроса.
Вопросы 1-ой команде:
- 1. Что такое двугранный угол?
- 2. Что такое линейный угол двугранного угла?
- 3. Что такое многогранный угол?
- 4. Что такое высота призмы?
- 5. Какая призма называется прямой?
- 6. Какая призма называется правильной?
- 7. Чему равна боковая поверхность призмы?
- 8. Что такое параллелепипед?
- 9. Что такое куб?
- 10. Чему равна диагональ в прямоугольном параллелепипеде?
- 11. Что такое ребро пирамиды?
- 12. Что такое высота пирамиды?
- 13. Что такое апофема правильной пирамиды?
- 14. Чему равна боковая поверхность усеченной пирамиды?
- 15. Что такое ребро двугранного угла?
Вопросы 2-й команде:
- 1. Что такое трехгранный угол?
- 2. Что такое грань выпуклого многогранника?
- 3. Что такое призма?
- 4. Что такое диагональ призмы?
- 5. Какая призма называется наклонной?
- 6. Чему равна полная поверхность призмы?
- 7. Что можете сказать о противолежащих гранях параллелепипеда?
- 8. Что такое пирамида?
- 9. Что такое основание пирамиды?
- 10. Что такое усеченная пирамида?
- 11. Чему ровна боковая поверхность правильной пирамиды?
- 12. Какая пирамида называется правильной?
- 13. Что такое ось правильной пирамиды?
- 14. Какой параллелепипед называется прямоугольным?
- 15. Что такое линейные размеры прямоугольного параллелепипеда?
2-ая часть “Скрытые задачи”
Учитель:
Переходим к следующей части. Вот в нем вам может помочь удача. В мешочке находятся 9 бочонков. Каждый из 8 номеров соответствует номеру задачи, которую вам нужно будет решить. Вытаскивать “задачи” начинает команда, которая проигрывает. После прочтения задачи у команды есть 1 минута на совещание, после этого она дает ответ. Если ответили верно, то прибавляется 2 балла. Если же ответ не верный, то ответить могут соперники, но они за верный ответ получают только 1 балл. Но наша игра – “Удача”, поэтому в мешочке под 9-ым номером прячется 2 балла. То есть, если вы вытащите “задачу” под номером 9, то без решения задачи получаете 2 балла.
Задачи:
Найдите диагональ параллелепипеда, если его измерения: 1 см, 2см, 2см. (3)
У параллелепипеда три грани имеют площади 4м?, 2м?, 3м?? Чему равна полная поверхность параллелепипеда? (18м?)
Прямая призма стороны основания 6м, 8м и боковое ребро 5м, найдите боковую поверхность призмы? (140м?)
Найдите диагональ параллелепипеда, если его размеры: 2см, 3см, 6см. (7)
Найдите полную поверхность правильной четырехугольной призмы, если сторона основания 2см и боковое ребро 5см. (48)
Найдите высоту правильной треугольной пирамиды, если боковое ребро 5см , сторона основания 3см. (4)
Найдите полную поверхность параллелепипеда, если площади граней равны 5м?, 6м?, 4м?. (30м2)
Найдите высоту правильной пятиугольной призмы , если площадь боковой поверхности 50м2, боковое ребро 5м. (2м)
После проведения гейма подсчитываются общие баллы.
Следующая часть “Гонка за лидером”
Учитель:
Ну, а теперь заключительный гейм: “ Гонка за лидером”. Командам даются кроссворды, за каждый верный ответ 1 балл.
Вопросы кроссворда:
По горизонтали:
1. Есть у любого слова, у растения, и может быть , у уравнения.
По вертикали:
- 1. Основание правильной четырехугольной пирамиды.
- 2. Сторона грани многогранника.
- 3. Многогранник, который состоит из двух плоских многоугольников, совмещаемых параллельным переносом.
- 4. Призма, у которого основания – параллелограммы.
- 5. Отрезок, соединяющий две вершины, не принадлежащие одной грани.
Подсчитываются баллы. Разбираются вопросы, на которые были даны неправильные ответы.
ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ:
Новая тема объясняется на слайдах с помощью компьютера и проектора.
ТЕОРЕМА. Объём треугольной пирамиды равен одной трети произведения площади её основания на высоту:
V = Sосн *H .
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО. Пусть ОАВС – треугольная пирамида с вершиной О и о снованием АВС, высота которой равна H, а площадь основания S.
Дополним эту пирамиду до треугольной призмы с тем же основанием и высотой. Эта призма составлена из данной пирамиды и еще двух пирамид ОСС1 В1 и ОСВВ 1. Пирамиды ОСС1 В1 и ОСВВ 1 имеют общую высоту и их основания СС1 В1 и В 1ВС являются равными треугольниками. Поэтому их объемы также равны.
Аналогично пирамиды ОАВС и ОСВВ1 имеют общую высоту, опущенную и вершины С, их основания ОАВ и ВВ1О являются равными треугольниками.
Значит, все три пирамиды имеют равные объемы. Учитывая, что сумма их объемов равно объему призмы, получим, что объем треугольной пирамиды ОАВС будет равен: V = Sосн *H .
ТЕОРЕМА. Объём любой пирамиды равен одной трети произведения площади её основания на высоту:
V = Sосн *H .
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ:
Работа по учебнику. Решение некоторых задач посмотрим на слайдах:
Подведение итогов .
Выставление оценок.
Домашнее задание : повторить пройденный материал, решить задачи №38, № 39 по учебнику.