Saytdagi oxirgi ma'lumot yangilangan sana: 30-май 2025, 22:06
 Bosh sahifa  Mobile versiya

Открытого урока по Геометрия 11 класс «Объём пирамиды»

ТЕМАОБЪЁМ ПИРАМИДЫ 
ЦЕЛЫ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: ввести понятие объёма пирамиды, знать их определения, уметь решать задачи на вычисление объёма пирамиды
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитать навыки культуры общения, умение слушать и совместно работать с окружающими 
РАЗВИВАЮЩИЕ: развить аналитическое мышление, умение пространственного представления предметов, умение пространственного изображения геометрических фигур, сформировать конструктивный навык построения,  навыки построения пространственных фигур,  аналитическое мышление
ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ: КК1-коммуникативные компетенции,  КК2- компетенция работы с информацией, КК3- компетенция саморазвития, КК6- компетенция математической грамотности, ПК1- общепредметная математическая компетенция
ТИП УРОКА: комбинированный                                        
МЕТОД УРОКА: повторение пройденного, объяснение нового материала, разминка, «Ответы на вопросы», «скрытые задачи», «кроссворд»
ОБОРУДОВАНИЕ: доска, компьютер, проектор, наглядные и раздаточные материалы
                         
ХОД УРОКА:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:  приветствие, проверить готовность класса к уроку, наличие учебных принадлежностей, посещаемость
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:
Повторение пройденного материала: Написать на ватмане цели урока, приготовить медали “умных и  знающих”.
Учитель: 
Сегодня у нас необычный урок – игра “Ответы на вопросы ”. На уроке выиграет та команда, которая лучше училась в течении четверти. Все задания и вопросы будут по пройденному материалу. Поэтому проще выиграть будет тем, кто учил все правила, теоремы, выполнял домашние работы и внимательно слушал на уроках. Но, конечно, победа зависит и от вашей удачи. Для начала выберем капитана команды и приступаем к игре.
“Ответы на вопросы” 
Учитель:
Первая часть – это разминка. Каждой команде предлагается по 15 вопросов. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. Вопросы читаются сначала одной команде, затем другой. Когда вопрос прочитан, тот, кто знает правильный ответ поднимает руку, а капитан называет имя того, кто имеет право ответить. Один и тот же ученик может  отвечать только на 2 вопроса. 
Вопросы 1-ой команде: 
  1. 1. Что такое двугранный угол?
  2. 2. Что такое линейный угол двугранного угла?
  3. 3. Что такое многогранный угол?
  4. 4. Что такое высота призмы?
  5. 5. Какая призма называется прямой?
  6. 6. Какая призма называется правильной?
  7. 7. Чему равна боковая поверхность призмы?
  8. 8. Что такое параллелепипед? 
  9. 9. Что такое куб?
  10. 10. Чему равна диагональ в прямоугольном параллелепипеде?
  11. 11. Что такое ребро пирамиды?
  12. 12. Что такое высота пирамиды?
  13. 13. Что такое апофема правильной пирамиды?
  14. 14. Чему равна боковая поверхность усеченной пирамиды?
  15. 15. Что такое ребро двугранного угла?
Вопросы 2-й команде: 
  1. 1. Что такое трехгранный угол?
  2. 2. Что такое грань выпуклого многогранника?
  3. 3. Что такое призма?
  4. 4. Что такое диагональ призмы?
  5. 5. Какая призма называется наклонной?
  6. 6. Чему равна полная поверхность призмы?
  7. 7. Что можете сказать о противолежащих гранях параллелепипеда?
  8. 8. Что такое пирамида?
  9. 9. Что такое основание пирамиды?
  10. 10. Что такое усеченная пирамида?
  11. 11. Чему ровна боковая поверхность правильной пирамиды?
  12. 12. Какая пирамида называется правильной?
  13. 13. Что такое ось правильной пирамиды?
  14. 14. Какой параллелепипед называется прямоугольным?
  15. 15. Что такое линейные размеры прямоугольного параллелепипеда?
 
    2-ая часть “Скрытые задачи” 
Учитель: 
Переходим к следующей части. Вот в нем вам может помочь удача. В мешочке находятся 9 бочонков. Каждый из 8 номеров соответствует номеру задачи, которую вам нужно будет решить. Вытаскивать “задачи” начинает команда, которая проигрывает. После прочтения задачи у команды есть 1 минута на совещание, после этого она дает ответ. Если ответили верно, то прибавляется 2 балла. Если же ответ не верный, то ответить могут соперники, но они за верный ответ получают только 1 балл. Но наша игра – “Удача”, поэтому в мешочке под 9-ым номером прячется 2 балла. То есть, если вы вытащите “задачу” под номером 9, то без решения задачи получаете 2 балла.
Задачи: 
Найдите диагональ параллелепипеда, если его измерения: 1 см, 2см, 2см. (3)
У параллелепипеда три грани имеют площади 4м?, 2м?, 3м?? Чему равна полная поверхность параллелепипеда? (18м?)
Прямая  призма   стороны основания 6м, 8м и боковое ребро 5м, найдите боковую поверхность призмы? (140м?)
Найдите диагональ параллелепипеда, если его размеры: 2см, 3см, 6см. (7)
Найдите полную поверхность правильной четырехугольной призмы, если сторона основания 2см и боковое ребро 5см. (48)
Найдите высоту правильной треугольной пирамиды, если боковое ребро 5см , сторона основания 3см. (4)
Найдите полную поверхность параллелепипеда, если площади граней равны 5м?, 6м?, 4м?. (30м2)
Найдите высоту правильной пятиугольной призмы , если площадь боковой поверхности 50м2, боковое ребро 5м. (2м)
После проведения гейма подсчитываются общие баллы.
Следующая часть “Гонка за лидером” 
Учитель:
Ну, а теперь заключительный гейм: “ Гонка за лидером”. Командам даются кроссворды, за каждый верный ответ 1 балл. 
 
Вопросы кроссворда:
По горизонтали: 
1. Есть у любого слова, у растения, и может быть , у уравнения.
По вертикали: 
  1. 1. Основание правильной четырехугольной пирамиды.
  2. 2. Сторона грани многогранника.
  3. 3. Многогранник, который состоит из двух плоских многоугольников, совмещаемых параллельным переносом.
  4. 4. Призма, у которого основания – параллелограммы.
  5. 5. Отрезок, соединяющий две вершины, не принадлежащие одной грани.
Подсчитываются баллы. Разбираются вопросы, на которые были даны неправильные ответы.
 
 
    ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ:
   Новая тема объясняется на слайдах с помощью компьютера и проектора.
   ТЕОРЕМА.  Объём треугольной пирамиды равен одной трети произведения площади её основания на высоту: 
                V =  Sосн *H .
     ДОКАЗАТЕЛЬСТВО.  Пусть  ОАВС – треугольная пирамида с вершиной  О  и о снованием АВС, высота которой равна  H, а площадь основания  S.
     Дополним эту пирамиду до треугольной призмы с тем же основанием и высотой. Эта призма составлена из данной пирамиды и еще двух пирамид  ОСС1  В и  ОСВВ 1.  Пирамиды    ОСС1  В и  ОСВВ 1 имеют общую высоту и их основания   СС1  В и  В 1ВС являются равными треугольниками. Поэтому их объемы также равны. 
     Аналогично пирамиды  ОАВС и ОСВВ1 имеют общую высоту, опущенную и вершины С, их основания ОАВ и ВВ1О являются равными треугольниками.
      Значит, все три пирамиды имеют равные объемы. Учитывая, что сумма их объемов равно объему призмы, получим, что объем треугольной пирамиды  ОАВС будет равен: V =  Sосн *H .
ТЕОРЕМА. Объём любой пирамиды равен одной трети произведения площади её основания на высоту: 
                V =  Sосн *H .


 
 

 ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ:
 Работа по учебнику. Решение некоторых задач посмотрим на слайдах:

  
  

  

     


                    
 

Подведение итогов .
Выставление оценок. 
Домашнее задание : повторить пройденный  материал, решить задачи №38, № 39 по учебнику.